Консультация дня
Чем отличаются программы профессиональной переподготовки и программы профессионального обученияВсе консультации

Чем отличаются программы профессиональной переподготовки и программы профессионального обучения

Чем отличаются программы профессиональной переподготовки и программы профессионального обучения

Вопрос:

Чем отличаются программы профессиональной переподготовки и программы профессионального обучения. Для первых срок обучения составляет не менее 250 часов, для вторых - срок определяется образовательной организацией.

Соответственно ключевой вопрос - обучение на профессию "Машинист подъемника (вышки)", "Крановщик", "Стропальщик", "Рабочий люльки", "Электромонтер ГПМ и т.п.- это профпереподготовка или профобучение? К сожалению, учебные центры по разному трактуют данный вопрос. Есть ли по этому поводу четкое разъяснение у Минобрнауки?

Ответ:

При принятии решения по вопросу о квалификации (в том числе образованию или обучению), необходимой работникам при выполнении трудовых функций следует учитывать, что такую квалификацию характеризуют профессиональные стандарты.

Обоснование:

Дополнительные образовательные программы (в том числе дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) реализуются по дополнительному образованию; программы профессионального обучения - по профессиональному обучению (часть 2, пункт 3 части 3, пункт 2 части 4 статьи 12, часть 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Программа профессиональной переподготовки (ДПО) направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Закона N 273-ФЗ).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются только:

  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (часть 3 статьи 76 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональное обучение же направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования (часть 1 статьи 73 Закона N 273-ФЗ). Профобучение не влечет изменение уровня образования.

В отличие от ДПО Закон N 273-ФЗ не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего (части 3, 4 статьи 73 Закона N 273-ФЗ).

Таким образом, рассматриваемые программы отличаются по своей направленности и содержанию, по контингенту обучающихся.

Важно учитывать, что профессиональное обучение осуществляется по определенным профессиям рабочих, должностям служащих, включенным в Перечень, утв. Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 (часть 7 статьи 73 Закона N 273-ФЗ).

Кроме того, квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, выполнения определенной трудовой функции, характеризуют профессиональные стандарты (часть 2 статьи 195.1 Трудового кодекса РФ).

В зависимости от того, какие трудовые функции выполняет работник, подбирается подходящий профстандарт, в котором установлены требования к квалификации (в том числе к обучению/образованию), необходимой для работы.

В соответствии с профессиональным стандартом "Машинист подъемника-вышки, крана-манипулятора", утв. Приказом Минтруда России от 01.03.2017 N 214н, для выполнения работ по должности "Машинист подъемника (вышки)" необходимо пройти профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Профессия рабочего "Машинист крана (крановщик)" включена в Перечень N 513, однако это не означает автоматически, что для выполнения определенных трудовых действий по такой должности не может потребоваться определенный уровень образования и оказаться недостаточным профобучение.

В зависимости от того, эксплуатацию каких кранов (в какой отрасли) осуществляет машинист крана, от сложности выполняемых работ, следует подобрать подходящие для определения требований к образованию по профессии профстанадарты. Так, например, в зависимости от вида управляемых/эксплуатируемых кранов для машиниста крана может оказаться достаточным профессиональное обучение, а может и потребоваться среднее профессиональное образование (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) (см. профессиональный стандарт "Машинист крана общего назначения", утв. Приказом Минтруда России от 01.03.2017 N 215н). Для работы с кранами-манипуляторами необходимо пройти профессиональное обучение (профессиональный стандарт "Машинист подъемника-вышки, крана-манипулятора", утв. Приказом N 214н).

Профессиональный стандарт "Стропальщик" пока не утвержден, однако данная профессия рабочего включена в Перечень N 513.

Наименование профессии "Рабочий люльки" в Перечне N 513 не упоминается, профстандарт также не утвержден, поэтому работодателю следует самостоятельно установить, во-первых, содержание выполняемых работником трудовых действий в качестве рабочего люльки, во-вторых, соотнести их с тем, что написано в профстандартах, и, в-третьих, установив соответствие, определить искомый (близкий по содержанию) профстандарт и, соответственно, установленные им требования к образованию/обучению.

По такой же логике следует действовать и в отношении электромонтера по обслуживанию грузоподъемных машин (кранов), поскольку профстандарт с таким наименованием не утвержден.

Так, полагаем, близким по содержанию описания трудовых функций является профессиональный стандарт "Работник по эксплуатации, ремонту и обслуживанию подъемных сооружений", утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2015 N 1062н.

Данный профстандарт позволяет работы по техническому обслуживанию и ремонту механического, гидравлического, электрического оборудования подъемного сооружения выполнять, пройдя профессиональное обучение (по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программам переподготовки или повышения квалификации по профессиям рабочих).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.