Консультация дня
Аттестованный в системе добровольной сертификацииВсе консультации

Какими полномочиями обладает аттестованный в системе добровольной сертификации специалист (эксперт-аудитор), который участвует на договорной основе в проверках работоспособности систем противопожарной защиты, проводимых исключительно в рамках пожарно-профилактического обслуживания

Вопрос:

В штате общественной организации, осуществляющей по договору пожарно-профилактическое обслуживание промышленного предприятия, состоят специалисты с образованием пожарно-технического профиля. В частности, специалисты организации аттестованы в системе добровольной сертификации в качестве экспертов-аудиторов. Аттестация проведена в Ассоциации "Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности" (копия аттестата одного из специалистов прилагается).

Специалисты организации привлекаются обслуживаемым предприятием к проведению проверок работоспособности имеющихся автоматических систем противопожарной защиты, а именно автоматических установок пожарной сигнализации, согласно п.6.2 ГОСТ Р 57974-2017 "Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования", по результатам проверок составляются акты в соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Также специалисты организации участвуют в проведении проверок работоспособности эксплуатирующихся на обслуживаемом предприятии систем наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения с составлением актов согласно п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Вместе с тем, территориальным органом федерального пожарного надзора по результатам проведённой плановой проверки на объектах защиты выдано предписание руководителю предприятия, согласно которому на обслуживаемом предприятии не проводятся проверки работоспособности автоматических систем противопожарной защиты и систем противопожарного водоснабжения.

Руководитель территориального органа ГПН утверждает, что такие проверки имеют право проводить только эксперты, аттестованные в МЧС России, ссылаясь на постановление Правительства РФ N 304 от 7 апреля 2009 года "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путём независимой оценки пожарного риска".

При этом, общественная организация, специалисты которой аттестованы в системе добровольной сертификации НСОПБ, не занимается работами по независимой оценке риска.

Специалисты организации выполняют только работы по подтверждению соответствия работоспособности имеющихся систем противопожарной защиты в соответствии с заключённым между промышленным предприятием и общественной организацией договором.

С целью защиты своих прав от неправомерных, как мы считаем, претензий со стороны ГПН, прошу Вас разъяснить, какими полномочиями обладает аттестованный в системе добровольной сертификации специалист (эксперт-аудитор), который участвует на договорной основе в проверках работоспособности систем противопожарной защиты, проводимых исключительно в рамках пожарно-профилактического обслуживания с целью соблюдения требований Правил противопожарного режима (о независимой оценке пожарного риска речь не идёт).

Следует также отметить, что к проведению мероприятий по контролю, осуществляемых территориальным органом ГПН, специалисты общественной организации не привлекаются; общественная организация ведёт работу исключительно в рамках заключённого с промышленным предприятием договора на пожарно-профилактическое обслуживание, т.е. осуществляется подтверждение соответствия помещений, зданий, сооружений, территорий требованиям пожарной безопасности, в том числе и подтверждение соответствия работоспособности систем противопожарной защиты.

Ответ:

В соответствии с п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме") (ред. от 7.03.2019) руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

В соответствии с п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме") (ред. от 7.03.2019) руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

В соответствии с п.63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме") (ред. от 30.12.2017) руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения , систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

В соответствии с п.4.1.1 ГОСТ Р 27.601-2011 "Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание и его обеспечение"техническое обслуживание представляет собой сочетание всех технических и административных действий, включая технический надзор, направленных на поддержание или восстановление изделия в состояние, в котором оно способно выполнять требуемую функцию.

К техническому обслуживанию относятся определенные типы работ (п.4.1.5, рис. 2 ГОСТ Р 27.601-2011), в том числе мониторинг состояния, проверка, чистка и т.д.

Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (основание: п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "О лицензировании отдельных видов деятельности"; постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 (ред. 10.11.2018) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"; постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (ред. от 6.10.2017) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").

В соответствии с Перечнем работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, к лицензированному виду деятельности относятся:

  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Соответственно, техническое обслуживание, в том числе проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты может проводится только организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), имеющими лицензии МЧС России на соответствующий вид деятельности.

Требования к данным организациям и их работникам установлены постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (ред. от 6.10.2017) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").

ГОСТ Р 57974-2017 "Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования" не может применяться в части, противоречащей п. 15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 (ред. 10.11.2018) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (ред. от 6.10.2017) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".

То есть, проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты лицами, не являющими работниками лицензированных МЧС России организаций, является нарушением действующего законодательства РФ в области пожарной безопасности.

В настоящий момент при проектировании, монтаже и техническом обслуживании систем противопожарной защиты применяются:

  • Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ред. от 29.07.2017);
  • нормативные документы, включенные в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденный приказом Росстандарта от 17 апреля 2019 года N 832;
  • нормативные документы, включенные в Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года N 304-р (в ред. от 11.06.2015).

В настоящий момент к нормативным документам по пожарной безопасности относятся своды правил и национальные стандарты, включенные в вышеуказанные перечни (основание: ч.2 ст.5, ч.2 ст.26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О стандартизации в Российской Федерации"; ч.11 ст.7, ч.1 ст.16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ (ред. 29.07.2017) "О техническом регулировании"; ч.3 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ред. от 29.07.2017)).

В настоящий момент ГОСТ Р 57974-2017 "Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования" в вышеуказанные перечни не включен и соответственно данный ГОСТ Р не является нормативным документом по пожарной безопасности.

ГОСТ Р 57974-2017 также не включен в приказ МЧС России от 22 марта 2018 года N 116 "Об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок".

В соответствии с п.1, п.5 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О стандартизации в Российской Федерации"ГОСТ Р 57974-2017 является документом добровольного применения.

Письмом МЧС России от 19.03.2018 N 91-1080-19 "О направлении информации" также разъяснено, что ГОСТ Р 57974-2017 применяется исключительно на добровольной основе.

В настоящий момент в области пожарной безопасности установлены следующие виды экспертов:

  • эксперт в области оценки пожарного риска - должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) (ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 30.10.2018).
  • эксперты - граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (п.9 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

В настоящий момент Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 30.10.2018), Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ред. от 29.07.2017), Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" не установлен такой вид экспертов, как эксперты-аудиторы в области систем обеспечения пожарной безопасности.

В настоящий момент статус экспертов-аудиторов в области систем обеспечения пожарной безопасности, аккредитованных в системе добровольной сертификации, и их полномочия не определены законодательством РФ в области пожарной безопасности.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Белянин Василий Алексеевич

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.