+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Аренда помещения у физического лицаВсе консультации

Аренда помещения у физического лица

Вопрос:

Наша организация хочет арендовать помещение под офис у физического лица. Оплата будет производиться путем перечисления денежных средств на карточку (расчетный/лицевой счет) или наличными через кассу.

Вопросы:

  1. Как это будет проходить по бухгалтерскому учету?
  2. Какую форму акта он нам может предоставить?
  3. Какие проводки будем делать?
  4. Нужно ли физическому лицу подавать документы в налоговую или декларацию, ведь он получает доход от сдачи в аренду имущества?
  5. Как по закону это все оформить?

Объясните, пожалуйста.

Ответ:

В соответствии с ст.651 ГК РФ договор аренды помещений между организацией и физическим лицом, независимо от срока, заключается в письменной форме.

В том случае если договор аренды заключен на срок не менее 12 месяцев, он подлежит государственной регистрации. Нежилое помещение, предоставленное физическим лицом по договору аренды, учитывается организацией на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договоре аренды (списывается с учета при окончании договора аренды и передаче помещения по акту) (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

В данном случае организация использует указанное помещение в качестве офиса, следовательно, расходы в виде арендной платы признаются расходами по обычным видам деятельности в качестве управленческих расходов (п.п.6, 9 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99).

В бухгалтерском учете начисление и выплату арендной платы физическому лицу отражают следующими проводками:

  • Дебет 001 - отражена стоимость полученных в пользование помещений за балансом
  • Дебет 20 (26, 44) Кредит 76 - начислена арендная плата
  • Дебет 76 Кредит 68 - удержан НДФЛ с суммы арендной платы
  • Дебет 76 Кредит 51 - сумма арендной платы перечислена на счет арендодателя в банке

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо составить акт приема-передачи арендованных помещений в произвольной форме, содержащий обязательные реквизиты, установленные в статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Поскольку акт об оказании услуг утверждается обеими сторонами сделки, в нем должны быть предусмотрены полные реквизиты как заказчика, так и исполнителя. Если речь идет о физическом лице, обязательными являются паспортные данные.

При сдаче физическим лицом помещения в аренду его доходы облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. Арендатор выступает в данном случае налоговым агентом.

Следовательно, так как арендатор уплачивает в бюджет НДФЛ, физическому лицу не нужно подавать налоговую декларацию по окончании года.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.228 НК РФ если арендатор налог не удержал и не перечислил (или сделал это не в полном объеме), то физическому лицу придется самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ. Также нужно будет заполнить и сдать налоговую декларацию .

Лежнева В.В.,

эксперт в области бухгалтерского учета и налогообложения

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций