+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Административная ответственность должностного лицаВсе консультации

Административная ответственность должностного лица

Вопрос:

Согласно требованиям статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В указанной статье также дано определение понятия "должностное лицо".

Прошу разъяснить следующее:

  1. Кто относится к лицам, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющим функции представителя власти, то есть наделёнными в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
  2. Следует ли из требований статей 20.6 и 20.7 Кодекса, что к административной ответственности за указанные в них правонарушения привлекаются только должностные и юридические лица, а не граждане?
  3. Согласно требованиям статьи 2.4 Кодекса является ли должностным лицом работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны?

Ответ:

  1. Распорядительными полномочиями публичного характера (полномочиями представителя власти) наделены лица, осуществляющие государственный контроль или надзор.
    К числу организационно-распорядительных функций относятся, в частности: управление работниками и служащими, назначение на должность и увольнение с должности, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности и др.
    Административно-хозяйственными являются полномочия по распоряжению имуществом и денежными средствами организаций.
  2. В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
    Субъектами административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.6 и 20.7 КоАП РФ, являются только должностные лица и юридические лица.
  3. Для ответа на вопрос о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса должностного лица, необходимо тщательно исследовать, какие именно функции выполняет данное лицо (согласно трудовому договору, служебному контракту, должностному регламенту и т.п.).
    Если будет установлена вина конкретного работника, обладающего статусом должностного лица, в совершении юридическим лицом правонарушения, предусмотренного статьями 20.6 и 20.7 КоАП РФ, то данный работник может быть привлечен к административной ответственности.

Обоснование:

1. Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности, приведенное в первом предложении примечания к статье 2.4 КоАП РФ, совпадает в своей основе с определением должностного лица, применяемым в уголовном праве.

В этой связи для ответа на вопрос, какие функции, выполняемые должностными лицами, являются функциями представителя власти, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, можно использовать правовые позиции Верховного Суда РФ, сформулированными на основе судебной практики по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий1:

________________

1Пункты 3-5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

2. В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц2.

________________

2Пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Субъектами административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.6 и 20.7 КоАП РФ, являются только должностные лица и юридические лица (последние - за исключением части второй статьи 20.6).

Граждане, не обладающие статусом должностного лица, к административной ответственности по статьям 20.6 и 20.7 КоАП РФ не привлекаются.

3. Для ответа на вопрос о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса должностного лица, необходимо тщательно исследовать, какие именно функции выполняет данное лицо (согласно трудовому договору, служебному контракту, должностному регламенту и т.п.).

Если будет установлена вина конкретного работника, обладающего статусом должностного лица, в совершении юридическим лицом правонарушения, предусмотренного статьями 20.6 и 20.7 КоАП РФ, то данный работник может быть привлечен к административной ответственности.

Если же работник не обладает статусом должностного лица, за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (в частности, по решению задач в области гражданской обороны) он подлежит дисциплинарной ответственности (часть 1 статьи 192 ТК РФ).

Груша Г.А.,

эксперт Линии профессиональной поддержки

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций